Анфиса Гаврилина

Врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук. Санкт-Петербург

Тел.: +7 (921) 759-02-98

Вопросы реабилитации детей с энурезом

и психосоматическими расстройствами  в санатории и детском оздоровительном лагере

Как известно, к психосоматическим заболеваниям относятся расстройства, в возникновении которых существенную роль играют психологические факторы. К таким заболеваниям принято относить хронический гастрит, бронхиальную астму, ВСД, некоторые формы энуреза и другие. Сначала мне хотелось бы кратко рассмотреть механизмы влияния социально-психологических факторов на возникновение таких расстройств, а затем перейти к обсуждению возможностей помощи этим детям в условиях проживания вне семьи. Важным предрасполагающим фактором развития психосоматических болезней является постоянное внутреннее напряжение, не находящее разрядки. Невозможность разрядки обусловлена отсутствием осознавания собственных эмоций и, как следствие, невозможность их выражения. Такие больные сигнализируют своим телом о тех негативных чувствах, которые у них возникают. Если эмоции выражаются вовне тем или иным образом - тогда внешний конфликт получает дальнейшее развитие и ситуация решается на поведенческом уровне. Если же для внешнего выражения эмоций существуют препятствия, тогда их разрядка происходит на вегетативном уровне, что и приводит, при повторяющихся эпизодах, к психосоматическим расстройствам. Нарушения в эмоциональной сфере как правило связаны с дисфункциональными семейными отношениями, когда открытое выражение чувств воспринимается членами семьи как угроза хрупкому равновесию. Если такая ситуация существует постоянно, ребенок получает запреты на действия, которые очень беспокоят родителей (не смей плакать, нечего ходить с кислой физиономией, нельзя кричать и шуметь и т.п.). При этом ребенок просто не научается различать свои состояния на осознаваемом уровне и не понимает, что с ним происходит. Единственный способ осознания дискомфорта - это боль или другие телесные симптомы. Такие проявления невозможно запретить, более того, часто заболевание позволяет ребенку получить недостающее внимание и поддержку. В результате этого так же может сформироваться искаженное самовосприятие, когда болезнь является как бы важнейшей характеристикой ребенка, и выздоровление может сопровождаться страхом утраты собственной ценности. Кроме ситуации постоянного семейного напряжения, провокацией заболевания может послужить конфликт, возникший в семье на фоне относительного благополучия. Тогда ребенок смутно ощущает угрозу целостности семьи и своему благополучию, но при всем желании помирить родителей не в состоянии. Тогда сильная тревога может выразиться в соматическом эквиваленте. Иногда болезнь ребенка становится общим врагом, против которого семья все таки объединяется, и тогда в дальнейшем ребенок привыкает справляться с трудными ситуациями путем формирования симптома. Выше были названы основные психологические факторы, предрасполагающие к психосоматическим заболеваниям. Чем же можно помочь такому ребенку в условиях детского санатория или оздоровительного лагеря? Здесь мне представляется возможным три пути. Во-первых, это может быть психологическая работа, направленная на обучение ребенка дифференцировать свои чувства. Во-вторых, различные формы общего раскрепощения ребенка и повышения его спонтанности. И в-третьих, обучение методам психической саморегуляции и улучшения целостного функционирования организма.

При первом варианте работы с помощью специальных методов ребенка обучают осознавать, что с ним происходит (он злится, огорчен или испытывает страх и т.д. ). Эти методы основаны на постепенном распознавании более тонких сигналов своего организма. Сначала с ребенком или группой детей проводится обсуждение, какие чувства они знают, чем они отличаются друг от друга, как можно узнать в каком состоянии находится собеседник. Обсуждаются особенности позы, мимики, интонации голоса человека, находящегося в том или ином эмоциональном состоянии. Далее детям предлагается изобразить в игровой форме различные эмоциональные состояния, а остальные должны отгадать, какое чувство показывают. Кроме этих применяется еще ряд техник для повышения осознанности своих состояний. Затем определяются возможности разрядиться без разрушительных последствий (например, агрессивную энергию можно потратить на битье по мячику во дворе или на борьбу с мусором и беспорядком в своей комнате и т.д.). Для того, чтобы у ребенка сформировался навык конструктивно справляться со своими эмоциями требуется время и специально организованное окружение. В этом плане проведение такой работы в детском учреждении является благоприятным, так как есть возможность организовать комнату разгрузки, где может быть боксерская груша и набор ненужных предметов, которые не жалко испортить, для выражения агрессивных чувств. В последующем ребенок научится выражать себя в социально приемлемой форме в любой обстановке. Для проведения подобной работы необходим квалифицированный психолог или психотерапевт.

Второе направление помощи связано с тем, чтобы дать ребенку способ проявить себя в какой либо деятельности. Это так называемая терапия творческим самовыражением. При таком подходе ребенку предлагают любую творческую работу - это может быть рисование, музыка, какие-либо поделки, участие в театральных постановках. В результате у ребенка повышается самоуважение и самооценка, он становится более раскованным и получает дополнительный способ контакта с миром, в котором есть возможность делать то, что хочется и выразить себя. При таком подходе часто так же происходит косвенное воздействие на родителей - они гордятся неожиданными талантами своего ребенка и получают дополнительный положительный опыт. Такую работу с детьми может проводить подготовленный педагог или психолог. При этом важно сосредоточить усилия не на обучении ребенка профессиональным способам владения кистью или музыкальным инструментом, а на создание спокойной доброжелательной обстановки, в которой ребенок сможет почувствовать себя безопасно, раскрыть свои резервы и узнать самого себя с лучшей стороны. Сюжеты для своих работ дети должны выбирать самостоятельно без критики со стороны взрослых. Часто изображение неприятных событий способствует отреагированию накопившихся чувств и значительному улучшению состояния.

Следующее возможное направление работы с детьми, связанное с саморегуляцией, могут включать в себя занятия восточной гимнастикой и аутогенную тренировку. Занятия традиционной китайской гимнастикой у-шу способствуют улучшению контроля за своим телом, повышению физической и эмоциональной уравновешенности, запускаются процессы восстановления организма. Происходит исправление осанки, формируются навыки тонкого управления движениями тела, а в результате улучшается микроциркуляция во всем теле, что является важным лечебным фактором. Кроме этого, каждому известна связь осанки с эмоциональным состоянием человека. При подавленном настроении голова опущена вниз, плечи ссутулены, напряжены некоторые мышцы. При коррекции положения тела происходит улучшение эмоционального состояния по механизму обратной связи. По отзывам подростков, результатом занятий является снижение напряженности, ощущение легкости и ясности в голове, увеличение бодрости, повышение интереса к учебе, общее улучшение самочувствия. При достаточно длительных занятиях происходит формирование контроля и ответственности за своими телесными функциями повышение личностной зрелости. Кроме перечисленных методов, у детей старше 8 - 10 лет возможно проведение занятий по аутогенной тренировке. Эти занятия позволяют добиться общего успокоения и направленно воздействовать на пораженный орган для улучшения его функции. Например, известно, что представление ощущения тепла в определенной части тела способствует притоку крови и улучшению питания этой области. При проведении таких занятий их схема подбирается индивидуально для каждого ребенка. Обучение навыкам саморегуляции помогает ребенку в последующем без посторонней помощи гармонизировать свое состояние. В заключение хочется сказать о том, что роль семьи больного ребенка является очень значительной, и при выраженных нарушениях в семейной системе успех ребенка, достигнутый в детском учреждении может быть снижен после его возвращения в семью. Поэтому при возможности желательно проводить соответствующую работу с членами семьи ребенка по оптимизации семейных взаимоотношений.